• 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • 32

Никотина Екатерина Васильевна

Занимаемая должность: доцент

Структурное подразделение: кафедра начального образования

Образование: высшее педагогическое

Наименование направления подготовки и (или) специальности: учитель начальных классов

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Преподаваемые дисциплины:

  • Организация учебного сотрудничества младших школьников как условие реализации системно-деятельностного подхода.
  • Технология организации контрольно-оценочной деятельности младших школьников с учетом требований ФГОС НОО к образовательным результатам (личностным, метапредметным, предметным).
  • Технология работы на уроке с использованием электронных форм учебников.
  • Преемственность в реализации программ ДОО, НОО и ООО как проблема современного образования.
  • Исследования  качества образования в России (НИКО, ВПР) как мониторинг результатов реализации ФГОС НОО.
  • Активные и  интерактивные технологии обучения младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
  • Проектирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся начальной школы.
  • Методические аспекты развития оценочной самостоятельности младших школьников.
  • Примерная программа по литературному чтению. Современная система обучения чтению и литературе.
  • Психолого-педагогические особенности развития личностной сферы младших школьников на уроках литературного чтения.
  • Особенности развития речи и мышления младших школьников средствами предмета «Литературное чтение».
  • Методика работы над формированием навыка чтения.
  • Проектирование заданий по литературному чтению, направленных на оценивание предметных и метапредметных результатов младших школьников.
  • Психолого-педагогическая диагностика одаренности.
  • Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренности, интеллектуальных и творческих способностей у младших школьников.
  • Развитие профессиональной компетентности педагога, работающего с одаренными детьми.
  • Анализ результатов оценочных процедур: ИКР, РПР, ВПР, НИКО по математике.
  • Содержание и анализ КИМов и оценочных процедур по математике.
  • Анализ результатов оценочных процедур: РПР, ВПР, НИКО по русскому языку.
  • Содержание и анализ КИМов и оценочных процедур по предмету «Русский язык».
  • Формирование синтаксических понятий у обучающихся начальной школы
  • Составление банка заданий по русскому языку для подготовки обучающихся начальной школы к написанию ВПР.
  • Анализ результатов оценочных процедур: РПР, ВПР, НИКО по окружающему миру.
  • Формирование экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира.
  • Содержание и анализ КИМов по окружающему миру.
  • Подготовка к ВПР по окружающему миру: дидактические подходы и методические решения.
  • Особенности организации и проведения наблюдений на уроках окружающего мира в начальной школе.
  • Особенности организации и проведения опытов и экспериментов на уроках окружающего мира в начальной школе.
  • Особенности организации и проведения экскурсий на уроках окружающего мира в начальной школе.
  • ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями: концепция, методология, структура.
  • Содержание и механизмы деятельности психолого-педагогического консилиума ОО в  условиях инклюзивного образования.
  • Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с ОВЗ: структура, содержание. Специфика разработки.
  • Освоение обучающимися практических способов познания как условие достижения метапредметных образовательных результатов.
  • Знаково-символическое моделирование младших школьников как универсальное  учебное действие.
  • Модульное обучение как современная педагогическая технология. 
  • Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС. 
  • Модель совершенствования профессиональных компетенций учителя начальных классов в условиях реализации проекта НСУР.
  • Технология формирующего оценивания как средство обеспечения качества индивидуальных учебных достижений младших школьников.

Основные публикации:

  1. Никотина Е.В. Сущностные характеристики педагогической компетентности родителей младших школьников // Приоритетные  научные направления: от теории к практике: сборник материалов ХXII Международной научно-практической конференции, г. Новосибирск 5 февраля 2016. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016.
  2. Никотина Е.В. Система оценки образовательных достижений учащихся как механизм повышения качества образования в начальной школе  // Качество современного образования: традиции, инновации, опыт реализации / Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, г. Ставрополь, 15 апреля, 2016 года. – Ч.2. – Ставрополь: ГБУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2016. – 240 с.
  3. Никотина Е.В. Формирование профессиональных компетенций педагога в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: перспективные направления, возможные риски и пути их преодоления // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. статей: – Ялта: РИО ГПА, 2016. – Вып.52. – Ч.6. – 436 с.
  4. Никотина Е.В. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология  // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве: сборник материалов IХ Международной научно-практической конференции, г. Новосибирск 22 ноября 2016. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016.
  5. Никотина Е.В. Формы, методы и приемы формирования патриотизма младших школьников средствами музейной педагогики // Обучение и воспитание: методики и практика 2016/2017 учебного года: сборник материалов ХХХ Международной научно-практической конференции, г. Новосибирск 20 декабря 2016. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. – Ч.2.
  6. Никотина Е.В. Технология формирующего оценивания как средство обеспечения качества индивидуальных учебных достижений младших школьников // Качество современного образования: традиции, инновации, опыт реализации / Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции, г. Ставрополь, 28 апреля – 10 мая 2017 года в 2-х частях – Ч.1. – Ставрополь: ГБУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2017. – 299 с.
  7. Никотина Е.В. Социальная компетентность как интегративная личностная характеристика младшего школьника // Обучение и воспитание: методики и практика 2016/2017 учебного года: сборник материалов XXXV Международной научно-практической конференции, г. Новосибирск, 15 июня 2017 года – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. – 148 с.
  8. Никотина Е.В. Психолого-педагогические условия формирования социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности  // Вестник Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования: научно-методический журнал. – Вып. 6 . – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО. – 2017.
  9. Никотина Е.В. Активные и интерактивные технологии обучения младших школьников: целевые ориентации, концептуальные позиции и особенности реализации // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы: сборник статей  IV Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2017. – 242 с.
  10. Никотина Е.В. Мониторинг образовательных достижений младших школьников как составляющая общей системы оценки качества современного образования // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы: сборник статей  V Международной научно-практической конференции. В 3 ч. Ч. 1. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2017. – 352 с.
  11. Никотина Е.В. Психолого-педагогические особенности формирования личностных УУД младших школьников на уроках литературного чтения // Качество современного образования: традиции, инновации, опыт реализации / Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции, г. Ставрополь, 23 апреля – 13 мая 2018 года в 2-х частях – Ч.1. – Ставрополь: ГБУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2018. – 251 с.
  12. Никотина Е.В. Подготовка обучающихся начальной школы к ВПР: дидактические подходы и методические решения // Современная наука: традиции и инновации: материалы международной научно-практической конференции  (21 мая 2018 г., Москва). – Саратов: Издательство ЦПМ  «Академия Бизнеса», 2018– 69 с.
  13. Никотина Е.В. Особенности реализации системно-деятельностного подхода на современном этапе развития образования // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей  XVIII Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2018. – 150 с.
  14. Стрельникова Л.Н., Журавлева В.В., Никотина Е.В. Совершенствование профессиональных компетенций учителя начальных классов в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // Коллективная монография «Теоретические и практические (методические) аспекты профессиональной подготовки педагогов: компетентностный подход». – Ялта, РИО ГПА, 2018. – 210 с.
  15. Никотина Е.В. Совершенствование профессиональных компетенций педагога, работающего с одаренными детьми: возможные риски и пути их преодоления // Научно-методическое и организационное сопровождение работы с обучающимися, проявившими выдающиеся способности: Сборник научно-методических материалов по итогам Всероссийской заочной научно-практической конференции (г. Ставрополь, 12 декабря 2018 года) / Под общ. редакцией Н.Б. Ромаевой. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО. – 2018. – 193 с.
  16. Никотина Е.В. Диагностика детской одаренности как психолого-педагогическая проблема // Вестник Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования: научно-методический журнал. – Вып. 7. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО. – 2018.
  17. Никотина Е.В. Учебное проектирование как условие развития самостоятельной познавательной деятельности младших школьников // Качество современного образования: традиции, инновации, опыт реализации / Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции, г. Ставрополь, 29 апреля – 15 мая 2019 года в 2-х частях – Ч.1. – Ставрополь: ГБУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2019. – 227 с.
  18. Никотина Е.В. Проектная и исследовательская деятельность младших школьников: сравнительно-сопоставительный анализ / «Педагог-профессионал в школе будущего», II Всероссийская молодежная конф. (Элиста; 2019).  II Всероссийская молодежная конференция «Педагог-профессионал в школе будущего», 26 апреля 2019 г. – Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2019. – 400 с.
  19. Никотина Е.В. Методика организации исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО // Сборник материалов IX Всероссийской заочной научно-практической конференции «Проблемы культурного образования», г.Челябинск, 24 мая 2019.
  20. Стрельникова Л.Н., Никотина Е.В. Профессиональное развитие учителя начальных классов в условиях реализации национально-региональной системы учительского роста // Вестник Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования: научно-методический журнал. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО. – 2019.

Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке:

  • «Профилактика аддиктивного поведения молодежи» (ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана», 2015 г.);
  • «Профессиональный стандарт педагога: вопросы взаимодействия участников образовательных отношений» (АУ «Институт развития образования Ивановской области», 2015 г.);
  • «Теоретические и практические аспекты современной организации государственно-общественного управления образованием как фактора повышения качества образования: управляющий совет, виртуальные переговорные площадки» (КГБУ ДПО (ПК) «Хабаровский краевой институт развития образования», 2015 г.).
  • «Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьников» (ОЧУ ДПО Открытый институт «Развивающее образование», 2016 г.).
  • «Методика использования электронного учебника в системе начального общего образования» (Издательство «Академкнига/Учебник» , 2016 г.).
  • «Совершенствование методических компетенций педагогических работников в области преподавания русского языка как неродного» (ФГАОУ ДПО Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва, 2016 г.).
  • «Повышение квалификации педагогов, направленное на повышение компетенций, связанных с работой в условиях многоязычия и поликультурности» (ООО СП «Содружество», г. Москва, 2016 г.).
  • «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования» (Волгоградская государственная академия последипломного образования, 2017 г.).
  • «Эффективные практики реализации ФГОС и адаптированных образовательных программ основного общего образования для детей с ОВЗ»  (ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», 2018 г.).
  • «Обучение детей с особыми образовательными потребностями в условиях «обычной» школы» (Издательство «Академкнига/Учебник» , 2018 г.).
  • «Организация внеурочной деятельности в начальной школе» (Издательство «Академкнига/Учебник» , 2018 г.).
  • «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования средствами образовательной системы «Гармония» (Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2019 г.).

Общий педагогический стаж работы: 11 лет

Стаж работы по специальности: 5 лет

Направления деятельности

Как найти нас!

О нас

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»


Адрес: 355002, г. Ставрополь, ул. Лермонтова, д. 189а
Телефон: 8(8652) 99-77-29 доб. 200
Факс: 8(8652) 99-77-29 доб.295
Электронная почта: skiro2012@yandex.ru

Обратная связь

Форма обратной связи


Режим работы

Понедельник - пятница с 9:00 до 18:00
Перерыв с 13:00 до 14:00
Выходной - суббота, воскресенье.