Стрельникова Людмила Николаевна
Занимаемые должности: доцент, заведующий кафедрой
Структурное подразделение: кафедра начального образования
Образование: высшее педагогическое
Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули):
- Компоненты речи и их развитие в раннем дошкольном возрасте;
- Литература как основа духовного и нравственного развития личности ребенка;
- Методика анализа произведений детской литературы;
- Система жанров детской литературы. Фольклор в детском чтении;
- Проблема подготовки детей к обучению грамоте;
- Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста;
- Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как средство оптимизации процесса овладения родным языком;
- Закономерности и особенности овладения детьми лексикой, грамматикой, связной речью;
- Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком;
- Основные этапы развития отечественной и зарубежной детской литературы;
- Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС ДО;
- Формирование гражданской идентичности обучающихся средствами художественной литературы;
- Олимпиадные задания по литературе: методика подготовки, задания решения;
- Региональный компонент на уроках литературы как основа формирования ценностных ориентиров у обучающихся;
- Содержание предметной области «Русский язык и литературное чтение» в начальной школе с учетом предметных результатов по годам обучения: примерная рабочая программа;
- Международные, федеральные и региональные исследования качества начального общего образования;
- Конструирование учебных ситуаций как условие формирования предметных и метапредметных результатов младших школьников;
- Требования обновленного ФГОС НОО к метапредметным результатам освоения обучающимися ООП;
- Внеурочная деятельность как механизм формирования универсальных учебных познавательных действий младших школьников в соответствии с требованиями обновленного ФГОС НОО.
Основные публикации:
- Личность А.С. Шишкова в становлении русской художественной словесности XVIII- нач. XIX веков. Белгород, 2016. //Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки», №2, Т.1. – С.59-61. ISSN 2412-6608, ВАК №786 Agris, РИНЦ;
- Воспитательная доминанта в детской литературе первой половины XIX в. (на примере произведений А.С. Шишкова) (научная статья) Москва, 2016. // Журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук»: декабрь, 2016. ISSN 2073-0071, РИНЦ;.
- Совершенствование качества чтения и понимания текста младшими школьниками как основа формирование планируемых результатов (в рамках Международных исследований PIRLS). /III Всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Качество современного образования: традиции, инновации, опыт реализации», - г. Ставрополь, ГБУ ДПО СКИРОПК и ПРО, 28 апреля – 10 мая 2017 г.;
- Жанровое многообразие в литературном наследии А.С. Шишкова. Белгород, 2016 // Журнал «Успехи современной науки», №12, 2016., ISSN 2412-6608, ВАК №786 Agris, РИНЦ;
- Роль классической детской литературы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника. //Вестник СКИРО ПК и ПРО: научно-методический журнал. – Вып. 6. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО. - 2017;
- Проектирование современного урока литературы в 5 классе по изучению романа А. Лиханова «Мой генерал» в соответствии с требованиями ФГОС ООО. - Ставрополь, 2018. /Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Качество современного образования: традиции, инновации, опыт реализации». 23 апреля – 13 мая 2018 г. в 2-х ч. Ч.2. – Ставрополь, ГБУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2018;
- Совершенствование профессиональных компетенций учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО» / Л.Н. Стрельникова, В.В. Журавлева, Н.Н. Никотина // Коллективная монография «Теоретические и практические (методические) аспекты профессиональной подготовки педагогов: компетентностный подход». // – Ялта, РИО ГПА, 2018. – 210 с.;
- Формирование личности младшего школьника средствами художественной литературы I половины XIX века. /Сборник материалов II Крымского международного форума «Книга в культуре детства». Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского. Таврическая академия. – Симферополь, 2018;
- Роль учителя начальной школы в работе с одаренными детьми // Вестник Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования. – 2018. – №7 (декабрь). – С.88-91;
- Профессиональное развитие учителя начальных классов в условиях реализации национально-региональной системы учительского роста // Вестник Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования: научно-методический журнал. – 2019. - №8 (июль). – С.10-14;
- Непрерывное профессиональное самосовершенствование учителя начальных классов как условие повышения качества учебных достижений младших школьников.// Вестник Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования: научно-методический журнал. – 2019. - №9 (декабрь). – С.23-29;
- Современный урок литературного чтения в начальной школе.// Качество современного образования: традиции, инновации, опыт реализации: сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), г. Ставрополь, 29 апреля – 15 мая 2019 года в 2-х частях – Ч. 1. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2019. – 227 с. – С.121-215;
- Литературное наследие А. С. Шишкова и его вклад в развитие русской словесности рубежа XVIII – XIX веков/ Вестник Литературного института имени А.М. Горького № 2, 2020 г. – М.: Тверской бульвар, 25. – с.123;
- Формирование навыков работы с текстом у первоклассников //Качество современного образования: традиции, инновации, опыт реализации»/ Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), 20 апреля – 15 мая 2020 года. – Ставрополь: ГБУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2020. – 203 с. – С.65-68;
- Роль А. С. Шишкова в «оформлении» русской литературной среды и русской словесности конца XVIII – первых десятилетий XIX века/ Художественная словесность: теория, методология исследования, история» Коллективная монография/под ред. Минераловой И.Г.– М.: Издательство «Литера», 2020 г. Т.III. – 400 с.;
- Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка как условие реализации индивидуализированного обучения в начальной школе / «Научно-методическое и организационное сопровождение работы с обучающимися, проявившими выдающиеся способности»/ Сборник научно-материалов III Всероссийской заочной научно-практической конференции. - г. Ставрополь,– 14 декабря 2020 года. – Ставрополь: ГБУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2020;
- Творческие задания на уроках литературного чтения при формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. // Вестник Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования. – 2020. – №11 (декабрь). – С.46-49;
- Организация внеурочной деятельности младших школьников. // Вестник Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования. – 2021. – №12 (июль). – С.105 - 108;
- Функциональная грамотность младших школьников: особенности формирования и оценивания. // «Педагогическое обозрение» №1(45), Чита, 2021.- С.64 – 70;
- Модель формирования функциональной грамотности младших школьников. // «Мир науки, культуры, образования», ВАК №2 (87) 30 апреля 2021 г. – С.79-81;
- Методические особенности подготовки младших школьников к Всероссийским проверочным работам по основным учебным предметам.// «КАНТ» №1 (38), ВАК, март 2021 г. – С.235-240;
- Познавательные универсальные учебные действия в структуре метапредметных результатов.// «Стандарты и мониторинг в образовании» №2, ВАК, апрель, 2021 г. – С.35-39;
- Особенности организации образовательной деятельности младшего школьника в условиях поликультурной среды региона // Качество современного образования: традиции, инновации, опыт реализации: сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции, 26 апреля – 15 мая 2021 года. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2021. – 204 с. С..33-37;
- Методические рекомендации для руководящих и педагогических работников образовательных организаций Ставропольского края по организации образовательной деятельности в 2018/2019 учебном году;
- Методические рекомендации для руководящих и педагогических работников образовательных организаций Ставропольского края по организации образовательной деятельности в 2019/2020 учебном году;
- Методические рекомендации для руководящих и педагогических работников образовательных организаций Ставропольского края по организации образовательной деятельности в 2021/2022 учебном году;
- Электронный сборник «Методические основы подготовки младших школьников к выполнению проверочных работ по основным учебным предметам»/ авт.-сост.: Л.Н. Стрельникова, В.В. Журавлева, Е.В. Никотина, Н.В. Астрецова. – Ставрополь, 2020. – 119 с.;
- Особенности организации образовательной деятельности младших школьников в условиях поликультурной среды региона. / Качество современного образования: традиции, инновации, опыт реализации. Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), г. Ставрополь, 26 апреля – 15 мая 2021 года. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2021. – 204 с. – С.33-37;
- Особенности построения композиции рассказов для детей А. Шишкова и отражение в них основных идей детской литературы конца XVIII- начала XIX веков. // Книга в культуре детства. Коллективная монография. – Москва-Симферополь, 2021. – 208 с. - С.52-56;
- Учебная деятельность младших школьников как объект педагогического проектирования.// Трансляция опыта реализации программы по выравниванию условий для получения качественного образования обучающимися Ставропольского края / Под общ. ред. Е.В. Евмененко. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2021. С.58-68;
- Организация внеурочной деятельности младших школьников. /Вестник Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования: научно-методический журнал. – Вып. 12. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2021. – С.105-108;
- Патриотическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. /Вестник Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования: научно-методический журнал. – Вып. 13. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2021.
Уровень (уровни) профессионального образования с указанием наименования направления подготовки и (или) специальности, в том числе научной, и квалификации:
Высшее педагогическое образование, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы; специальность 10.01.01 – русская литература
Ученая степень: кандидат филологических наук
Ученое звание: -
Сведения о повышении квалификации (за последние 3 года):
- «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования средствами образовательной системы «Гармония», 72 часа, г. Москва, 2019 г.;
- «Экспертиза дополнительных профессиональных программ повышения квалификации» (24 часа), г. Москва 2020., сертификат федерального эксперта;
- «Создание персонального сайта учителя» (72 часа) г. Москва, издательство Академкнига/Учебник, 2020 г.;
- «Содержательные аспекты подготовки учителей к введению обновленного ФГОС НОО» (26 часов), г. Москва, Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации, 2021 г.;
- «Начальное образование сегодня: трудности учения и обучения и пути их преодоления» (16 часов), г. Москва, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021 г.
Сведения о продолжительности опыта (лет) работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей):
Педагогический стаж работы 33 года.
Наименование программ ДПО:
- «Методические основы подготовки младших школьников к выполнению проверочных работ по основным учебным предметам» (108 ч.);
- «Формирование и оценивание универсальных учебных познавательных действий младших школьников» (72 ч.);
- «Методические основы подготовки детей 5-6 лет к обучению в школе в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФГОС НОО» (72 ч.);
- «Преподавание предмета «Изоискусство» в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО» (72 ч.);
- «Преподавание предмета «Музыка» в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО» (72 ч.);
- «Приоритетные направления повышения качества образования в начальной школе» (72 ч.);
- «Организация образовательной деятельности в начальной школе в условиях инклюзивного образования» (36 ч.);
- «Психолого-педагогическое сопровождение развития младших школьников, проявивших выдающиеся способности» (36 ч.);
- «Механизмы формирования интегративных компонентов функциональной грамотности младших школьников» (108 ч.);
- 10.»Организация проектной деятельности младших школьников в условиях реализации обновленного ФГОС НОО» (72 ч.);
- Содержание и технологии оценивания образовательных достижений младших школьников в условиях реализации обновленных ФГОС НОО» (72 ч.).