В 2023 году внесены изменения в концепцию проекта Министерства просвещения Российской Федерации «Школа Минпросвещения России». Одним из критериев магистрального направления Проекта «Знание», стал критерий «Инклюзивное образовательное пространство», оцениваемый по десяти показателям.
Для школьных команд общеобразовательных учреждений, создающих инклюзивное образовательное пространство для обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, 30 мая 2023 года в студии онлайн-школы «Говорит дефектолог» прошел методический онлайн-семинар «Психолого-педагогические условия развития речи обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста».
Важно отметить, что семинар включен в план мероприятий (дорожную карту) деятельности Федеральной инновационной площадки «Интеграция ресурсов специального и общего образования как потенциал развития образовательной инклюзии», созданной на базе Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя» в 2023 году.
В фокусе внимания ведущих семинара - модератора Елены Владимировны Евмененко, первого проректора ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» и спикеров: Анны Викторовны Попушой, заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы-интерната № 36, Марии Евгеньевны Коляса, заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы-интерната № 36, Елизаветы Сергеевны Литвиновой, руководителя методического объединения педагогов-психологов школы-интерната № 36 обозначены актуальные для практики образовательной инклюзии вопросы. Среди них: что должен знать педагог общеобразовательной школы, независимо от преподаваемого предмета, если у него в классе учится ребенок с нарушениями слуха; с какими трудностями может столкнуться учитель на начальном этапе обучения детей с ОВЗ младшего школьного возраста, на что обратить внимание; в чем особенность рабочих программ педагогов, реализующих АООП; на что нужно обратить внимание учителю при организации образовательного процесса на уроке; на что нужно обратить внимание школьному педагогу-психологу при создании психологически комфортной среды в условиях инклюзивного образования; какова роль педагога в ее создании.
Ну и конечно самое главное – каковы механизмы сотрудничества и взаимодействия школьной команды, строящей инклюзивное образовательное пространство, и команды специалистов специальной (коррекционной) школы, имеющей более чем 100-летнию историю обучения и воспитания детей с нарушениями слуха!