Занимаемые должности: проректор по научно-инновационной работе, заведующий кафедрой специального и инклюзивного образования
Структурное подразделение: ректорат, кафедра специального и инклюзивного образования
Преподаваемые учебные предметы, курсы, дисциплины (модули):
- ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ: ключевые особенности и механизмы реализации;
- Технология индивидуализации и построение индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с ОВЗ;
- Использование нетрадиционных приемов и материалов для развития мелкой моторики как стимула развития речи;
- Организация коррекционно-развивающей среды, ее методическое обеспечение;
- Коррекционно-образовательные возможности цифровой образовательной среды для обучающихся с РАС;
- Игровая технология "Лепбук" как средство познавательного развития дошкольников;
- Нетрадиционные формы проведения занятий с обучающимися;
- Планирование работы учителя-логопеда;
- Психолого-педагогическая работа с родителями, воспитывающими ребенка с расстройствами аутистического спектра;
- Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС;
- Способы адаптации учебных материалов для обучающихся с РАС.
- Использование приемов тестопластики в коррекционно-педагогической работе
с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Уровень (уровни) профессионального образования с указанием наименования направления подготовки и (или) специальности, в том числе научной, и квалификации:
Окончила Ставропольский государственный университет, специальность: «Логопедия», квалификация «Учитель-логопед» (1999 г.).
В 2016 году защитила кандидатскую диссертацию «Организационно-педагогические условия совершенствования системы повышения квалификации педагогов учреждений интернатного типа».
В 2021 году окончила магистратуру (ФГАОУ ВО «Северо-кавказский федеральный университет») по направлению 44.04.03 – Специальное (дефектологическое) образование, направленность «Психолого-педагогическая помощь лицам с аутистическими расстройствами».
Является региональным экспертом по оценке качества дошкольного образования с 2016 года.
Является федеральным экспертом по проведению экспертизы дополнительных профессиональных программ повышения квалификации с 2020 года (Приказ от 29.02.2020 г., № 2-0).
Ученая степень: кандидат педагогических наук
Ученое звание: доцент
Награждена: Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (2003 г., 2009 г.); Почетной грамотой министерства образования и молодежной политики Ставропольского края (2015 г.), Почетной грамотой Губернатора Ставропольского края (2017 г.), Благодарственным письмом Депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Москва (2018 г.), Благодарственным письмом министерства финансов Ставропольского края (2019 г.), Почетной грамотой Думы Ставропольского края (2019 г.), Почетной грамотой министерства образования Ставропольского края (2023 г.), нагрудным знаком «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» (2024 г.).
Сведения о повышении квалификации (за последние 3 года):
- 2022 год- «Финансовое консультирование» (г.Москва);
- 2022 год- «Разработка и реализация новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (г.Москва);
- 2022 год- «Актуальные вопросы общего образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью. Подходы к реализации содержания АООП» (Г.Москва);
- 2023 год- «Организационно-методическое сопровождение конкурса профессионального мастерства на основе компетентностного подхода» (г.Москва);
- 2023 год- «Эффективные практики реализации концепции дошкольного образования» (г.Волгоград);
- 2023 год- «Профессионально-общественная экспертиза дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников» (г.Москва);
- 2024 год-«Научно-методическое обоснование и разработка новых моделей профессиональной подготовки педагогов-дефектологов в условиях формирования национальной системы высшего образования» (г.Москва);
- 2025 год- «Направления и условия реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования» (г.Москва);
Сведения о профессиональной переподготовке:
- Профессиональная переподготовка в сфере менеджмента социальной сферы (г. Москва, 2013 год).
Сведения о продолжительности опыта (лет) работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей): 17 лет.
Наименование программ ДПО:
- «Образовательная деятельность с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью на ступени основного общего образования»;
- «Коррекционная работа с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, в условиях реализации ФГОС ДО»
- «Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации»;
- «Использование нетрадиционных методов, форм и технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими ОВЗ»;
- «Профессиональная деятельность учителя-логопеда: содержание и технологии работы»;
- «Организация игровой деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»;
- «Реализация адаптированных основных общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»;
- «Современные подходы к организации образования детей с расстройствами аутистического спектра»;
- «Коррекционно-педагогическая работа с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения»;
- «Воспитательные технологии в работе с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья»;
- «Нетрадиционные формы работы в деятельности социального педагога»;
- «Педагогика и психология инклюзивного образования»;
- «Работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития»
Основные публикации:
Автор более 100 публикаций, из них 1 монография, 39 электронных учебных, учебно-методических пособий, 7 научных статей в журналах, рекомендованных ВАК, 56 научных статей.
Учебные пособия:
- Панасенкова М.М. Социально-педагогическое сопровождение ребенка в замещающей семье. Учебное пособие.- Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО.- 2016.-44 с.;
- Панасенкова М.М. Нормативно-правовые, психолого-педагогические и методические основы инклюзивного образования. Учебное пособие.- Ставрополь, 2015.-119 с.;
- Панасенкова М.М., Микулан И.Н., Криллова М.И. Психолого-педагогическая деятельность с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (Учебное пособие).- Учебное пособие.- Ставрополь, 2019.-95 с.;
- Панасенкова М.М., Демиденко О.П. Артпедагогика и арттерапия в образовании детей с ОВЗ (Учебное пособие).- Ставрополь: «СКФУ», 2019.-125 с.;
- Панасенкова М.М., Микулан И.Н., Скорик Е.А., Мезенцева Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО: Учеб., пособие / М.М. Панасенкова, И.Н. Микулан, Е.А. Скорик, Н.А. Мезенцева. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2021. – 126 с.
Учебно-методические пособия, рабочие тетради:
- Панасенкова М.М. Организация психолого-педагогической помощи детям, пережившим жестокое обращение. Учебно-методическое пособие.- Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО.- 2016.-152 с.;
- Панасенкова М.М. Подготовка воспитанников детского дома к устройству в замещающую семью. Учебно-методическое пособие.- Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО.- 2017.-50 с.;
- Панасенкова М.М. Рабочая тетрадь слушателя курсов повышения квалификации «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательной организации» (рабочая тетрадь). Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2017.-28 с.;
- Панасенкова М.М. Рабочая тетрадь слушателя курсов повышения квалификации «Особенности реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» (рабочая тетрадь). Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2017.-30 с.;
- Панасенкова М.М. Рабочая тетрадь слушателя курсов повышения квалификации «Теоретико-методологические и методические основы реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ». Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2017.-30 с.;
- Панасенкова М.М., Скорик Е.А. Партнерство педагога с семьей: содержание, методы и формы работы с родителями. Учебно-методическое пособие.- Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО.- 2017.-76 с.;
- Панасенкова М.М., Скорик Е.А. Опека и попечительство: Учеб. пос. / М.М. Панасенкова, Е.А. Скорик. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2020. – 47 с.;
- Панасенкова М.М., Скорик Е.А. Рабочая тетрадь слушателя дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».- Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО.- 2021.-26 с.
- Рабочая тетрадь слушателя дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Нетрадиционные технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ОВЗ» / Авт.-сост.: М.М. Панасенкова, Г.Н. Панькова. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2023. – 46 с.
- Образовательная деятельность с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью на уровне основного общего образования: рабочая тетрадь слушателя дополнительной профессиональной программы повышения квалификации / авторы-сост. М.М. Панасенкова, И.Н. Микулан, Н.А. Мезенцева, Г.Н. Панькова – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2023. – 42 с.
- Коррекционная работа с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, в условиях реализации ФГОС ДО: рабочая тетрадь слушателя дополнительной профессиональной программы повышения квалификации / авторы-сост. М.М. Панасенкова, И.Н. Микулан, Г.Н. Панькова, Н.А. Мезенцева – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2024. 50 с.
Научные статьи
- Панасенкова М.М. Совершенствование профессиональной компетентности воспитателя в условиях реализации ФГОС дошкольного образования// Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК И ППРО ТО». Научно-методический журнал.-2017.-Вып.2.– г.Тула.- 211 с.;
- Панасенкова М.М. Особенности психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Качество современного образования: традиции, инновации, опыт реализации: сборник материалов IV Всероссийской научной конференции г.Ставрополь, 23 апреля -13 мая 2018 года. – Ч.2. – Ставрополь: ГБУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2018. – 251 с.;
- Панасенкова М.М. Научно-методическое сопровождение педагога в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся умственной отсталостью// Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.- научно-методический и практический журнал.-2018.-Вып.1.-г.Москва;
- Панасенкова М.М. Система профессионального роста педагогических работников: вызовы, задачи, пути решения //Вестник Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования: научно-методический журнал. - 2018.- Вып.7.-Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО.- 153 с.;
- Панасенкова М.М. Методическое сопровождение педагога, реализующего инклюзивную практику, в системе повышения квалификации Казанский педагогический журнал.-2019.-вып.6.-Казань.-С.12-17 (№ 1142 в перечне ВАК по состоянию на 21.11.2019 г.);
- Панасенкова М.М. Организационно-педагогические условия совершенствования профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья Научно-методический журнал «Стандарты и мониторинг в образовании», М., Том 8, № 3, 2020.-С.56-60 (№ 2052 в перечне ВАК по состоянию на 24.03.2020 г.);
- Панасенкова М.М., Скорик Е.А. Совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников интернатных учреждений в системе дополнительного профессионального образования. Международный научно-исследовательский журнал (ВАК). № 12 (114), часть 3, декабрь 2021. С.90-94. г.Екатеринбург.
- Панасенкова М.М., Заблоцкая Л.С. Основные подходы к повышению профессиональной компетентности воспитателей, включенных в образовательную деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Качество современного образования: традиции, инновации, опыт реализации: сборник материалов IX Всероссийской научной конференции. г.Ставрополь, 25 апреля -16 мая 2023 года.– Ставрополь: ГБУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2023. – С.118-121
- Панасенкова М.М., Соловьева И.В. Профессиональное развитие педагогов, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях единого образовательного пространства. IV Международная электронная научно-практическая конференция «Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей». Донецк 23 октября-23 ноября 2023 г.
- Панасенкова М.М., Микулан И.Н. Основные подходы к совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих образовательную деятельность с детьми с ОВЗ Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2024. – Вып. 82. – Ч. 1. С.304-307
- Панасенкова М.М., Соловьева И.В. Методическое сопровождение педагогов как фактор повышения качества работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья // Педагогическая перспектива. 2025. № 4(20). С. 42–49.
- Панасенкова М.М., Микулан И.Н. Компетентность педагогов как одно из важных условий инклюзивного образования Качество современного образования: традиции, инновации, опыт реализации. Сборник материалов XI Всероссийской научно- практической конференции, г. Ставрополь, 21 апреля – 16 мая 2025 года. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2025. С.119-124.
- Панасенкова М.М., Соловьева И.В. Наставничество как способ минимизации профессиональных дефицитов у педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Качество современного образования: традиции, инновации, опыт реализации. Сборник материалов XI Всероссийской научно- практической конференции, г. Ставрополь, 21 апреля – 16 мая 2025 года. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2025. С. 124-130.










Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»