Проект 500+
В настоящее время среди стран, лидирующих в международных образовательных рейтингах, поддержка школ, имеющих низкие образовательные результаты, приобретает всё большую актуальность. При этом на первый план выходит проблема определения образовательных организаций, имеющих наиболее значительные ресурсные и компетентностные дефициты. Целесообразным с точки зрения решения указанной проблемы является использование данных, касающихся результативности и условий обучения, собираемых в рамках мониторинговых процедур.
В 2020 году Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в рамках реализации национального проекта «Образование» в соответствии с паспортом федерального проекта «Современная школа» совместно с ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» в рамках реализации проекта «Организация методической поддержки не менее 250 выявленным общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся, не менее чем из 20 субъектов Российской Федерации» (далее – проект 500 +), реализует проект адресной помощи школам. В реализации данного проекта 500 + принимает участие и Ставропольский край.
В рамках указанного проекта 500+ была разработана «Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся», в которой представлены общие подходы к организации адресной помощи школам с низкими образовательными результатами (далее – ШНОР), разработана «Дорожная карта». Одним из ключевых положений «Методики оказания адресной помощи является привлечение к работе со ШНОР кураторов (наставников) из числа действующих опытных директоров и учителей школ, показывающих устойчивые образовательные результаты.
9 школ из 9 муниципальных образований Ставропольского края принимают участие в проекте 500+.
Принцип сотрудничества – ведущий принцип проекта. Он предполагает, что профилактика рисков низких результатов может быть осуществлена исключительно при условии активного участия всех групп образовательных отношений. К ним могут быть отнесены:
- координаторы проекта, осуществляющие деятельность на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном);
- представители органов исполнительной власти и методических служб;
- педагогические работники образовательных организаций;
- родители или законные представители обучающихся.
Вторым фундаментальным принципом проекта является принцип открытости и объективности, который предполагает, что все действия в рамках реализации данного проекта основываются на объективной информации о качестве подготовки обучающихся и на доступности данной информации для всех участников проекта.
Наконец, третьим принципом реализации проекта является использование методик, которые уже были разработаны ранее и апробированы в конкретной образовательной организации.
В ходе реализации проекта в каждом регионе отбираются и проходят подготовку кураторы, разрабатываются «Дорожные карты», проводятся мониторинги участия в реализации проекта представителей всех групп образовательных отношений в режиме реального времени.