ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» 18 августа 2023 года проведены круглые столы в рамках краевой августовской педагогической конференции «Стратегия обучения и воспитания: от региональных практик к сохранению образовательного суверенитета страны».
Программы проведения круглых столов краевой августовской педагогической конференции
«Естественнонаучное образование в школе: новые стратегии обучения и воспитания в едином образовательном пространстве»
18 августа 2023 года в очно-дистанционном формате прошла работа круглого стола по теме «Естественнонаучное образование в школе: новые стратегии обучения и воспитания в едином образовательном пространстве».
В работе круглого стола приняли участие: представители министерства образования Ставропольского края, организаций высшего и дополнительного профессионального образования, педагогические работники общеобразовательных организаций Ставропольского края, представители профессионально-общественных объединений, издательств.
С приветственным словом выступила Сабельникова-Бегашвили Наталья Николаевна, заведующий кафедрой естественно-математических дисциплин и информационных технологий государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования», кандидат биологических наук, доцент, которая поздравила с началом учебного года и профессиональным праздником – днём географа!
В ходе состоявшейся дискуссии были обсуждены следующие вопросы:
- естественнонаучное образование в школе: современные стратегии и технологии обучения и воспитания;
- анализ результатов государственной итоговой аттестации и использование их в повышении качества естественнонаучного образования;
- особенности преподавания биологии в 6‒7 классах с учётом требований обновлённого ФГОС ООО и при переходе на линейную структуру УМК;
- организация образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями обновлённого ФГОС и ФАОП;
- выявление и поддержка одарённых детей в области экологии: от концепции к практике;
- ФГИС «Моя школа»: новые возможности обеспечения единства цифрового образовательного пространства;
- российское движение детей и молодёжи «Движение Первых»: как фактор консолидации в деле воспитания подрастающего поколения.
Участники круглого стола отметили значимость его проведения и уверены, что рекомендации, изложенные в резолюции, будут способствовать реализации новых стратегий и технологий обучения и воспитания в едином образовательном пространстве естественнонаучного образования.
«Филологическое образование в школе: новые стратегии обучения и воспитания в едином образовательном пространстве»
18 августа 2023 года в рамках краевой августовской педагогической конференции состоялась работа круглого стола «Филологическое образование в школе: новые стратегии обучения и воспитания в едином образовательном пространстве».
В мероприятии приняли участие представители министерства образования Ставропольского края, организаций высшего и дополнительного профессионального образования, педагогические работники общеобразовательных организаций Ставропольского края, представители профессионально-общественных объединений, издательств.
Участниками круглого стола были обозначены следующие проблемы:
- единое содержание образования по учебным предметам «Русский язык» и «Литература» (обновленные ФГОС ООО и ФГОС СОО, федеральная образовательная программа);
- функциональная грамотность обучающихся основной и средней школы;
- оценочные процедуры в ООО и СОО, результаты ГИА;
- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у обучающихся;
- образовательная деятельность обучающихся с ОВЗ на уровне основного общего образования;
- внедрение федеральной государственной информационной системы «Моя школа»;
- организация воспитательной деятельности с обучающимися, проведение внеурочных занятий «Разговоры о важном»;
- эффективные педагогические практики, направленные на профилактику учебной неуспешности.
В ходе состоявшейся дискуссии были обсуждены следующие вопросы: основные направления в работе учителя русского языка и литературы в рамках введения обновленного ФГОС и ФООП; достижение планируемых результатов в обучении русскому языку и литературе согласно ФООП; анализ результатов государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе в 2023 году; программно-методическое обеспечение образования обучающихся с ОВЗ на уровне основного общего образования.
В выступлениях докладчиков была подчеркнута ключевая роль учебных предметов «Русский язык и «Литература» в формировании российской гражданской идентичности обучающихся, в воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, а также в процессе овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации. Выступающие обратили внимание на то, что рабочие программы учебных предметов «Русский язык» и «Литература» должны формироваться с учетом федеральных рабочих программ по русскому языку и литературе и рабочей программы воспитания. Воспитательная направленность программ призвана способствовать достижению единства учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания.
В выступлениях участников круглого стола были освещены вопросы формирования читательской грамотности школьников на уроках русского языка и литературы, определены современные методы и технологии преподавания русского языка и литературы, обозначены основные направления в развитии творческого потенциала учащихся, проявивших выдающиеся способности по русскому языку и литературе.
«Иностранные языки в школе: новые стратегии обучения и воспитания в едином образовательном пространстве»
18 августа 2023 года в СКИРО ПК и ПРО состоялся круглый стол «Иностранные языки в школе: новые стратегии обучения и воспитания в едином образовательном пространстве».
Участники круглого стола (представители министерства образования Ставропольского края, организаций высшего и дополнительного профессионального образования, педагогические работники общеобразовательных организаций Ставропольского края, представители общественных и профессионально-общественных объединений, издательств) приняли участие в обсуждении вопросов: единое содержание образования по учебному предмету (обновленные ФГОС ООО и ФГОС СОО, федеральная образовательная программа, функциональная грамотность обучающихся основной и средней школы); оценочные процедуры в ООО и СОО, результаты ГИА; формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у обучающихся; образовательная деятельность обучающихся с ОВЗ на уровне основного общего образования; внедрение федеральной государственной информационной системы «Моя школа»; организация воспитательной деятельности с обучающимися, проведение внеурочных занятий «Разговоры о важном»; эффективные педагогические практики, направленные на профилактику учебной неуспешности.
Модератор круглого стола: Масюкова Наталья Георгиевна, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования», кандидат педагогических наук.
Были заслушаны выступления: Масюковой Натальи Георгиевны, зав. кафедрой ГД СКИРО ПК и ПРО «Основные направления в деятельности учителя иностранного языка в условиях введения обновленных ФГОС и ФООП»; Слеповой Натальи Борисовны, методиста по иностранным языкам информационно-методического центра издательства «Русское слово» г. Москва «Достижение планируемых результатов в обучении английскому языку согласно ФООП» (онлайн с использованием информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум»); Борисенко Валентины Борисовны, председателя предметной комиссии по английскому языку, председателя Ассоциации учителей иностранных языков Ставропольского края, учителя английского языка МБОУ СОШ № 21 г. Ставрополя «Анализ результатов государственной итоговой аттестации по английскому языку в 2023 году; Мицкой Галины Сергеевна, учителя английского языка МБОУ СОШ № 1 с углубленным изучением английского языка г. Ставрополя «Формирование культуры наставнической деятельности участников образовательных отношений (опытный педагог- молодой специалист)»; Головко Елены Алексеевны, учителя английского языка МБОУ лицея №8 г. Ставрополя, канд. пед. наук «Развитие мышления и взаимодействия как ключевая цель подготовки к региональному этапу ВСоШ (английский язык)»; Бадалян Анны Радиковны, преподавателя английского языка ФГКОУ СПКУ г. Ставрополя «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка: методы и приемы»; Сидоренко Светланы Валерьевны, ведущего методиста АО «Издательство «Просвещение», г. Москва «Потенциал учебников и учебных пособий ГК «Просвещение» по английскому языку для организации обучения в урочной и внеурочной деятельности» (онлайн с использованием информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум»); Панасенковой Марины Михайловны, проректора по научно-инновационной работе СКИРО ПК и ПРО, канд. пед. наук, доцента «Организация образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС и ФАОП.
В заключительной части круглого стола прошли «Свободный микрофон» и подведение итогов с принятием соответствующей резолюции.
«Математика и информатика: новые стратегии обучения и воспитания в едином образовательном пространстве»
18 августа 2023 года в рамках краевой августовской педагогической конференции состоялась работа круглого стола «Математика и информатика: новые стратегии обучения и воспитания в едином образовательном пространстве».
В мероприятии приняли участие 84 представителя педагогического сообщества Ставропольского края: представители министерства образования Ставропольского края, члены Ассоциации учителей математики, учителя математики и информатики, методисты методических объединений учителей математики и информатики, преподаватели ГАОУ ДО «Центр для одаренных детей «Поиск», преподаватели СКИРО ПК и ПРО.
В ходе дискуссии были обсуждены следующие вопросы: переход образовательных организаций Ставропольского края на обновлённый ФГОС; формирование функциональной грамотности обучающихся; особенности развития школьников, проявивших выдающиеся способности по математике; преподавание математики и информатики для обучающихся с ОВЗ; использование цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности; анализ результатов мониторинга образовательных достижений обучающихся как условие повышения качества образования по математике и информатике; внедрение программы воспитания в образовательный процесс.
Участники круглого стола, отмечая безусловную важность его проведения, выражают уверенность, что рекомендации, выработанные по результатам работы и изложенные в резолюции, будут содействовать дальнейшему развитию системы образования, способствовать укреплению профессионального сотрудничества.
«Технология в школе: новые стратегии обучения и воспитания в едином образовательном пространстве»
18 августа 2023 года в рамках краевой августовской конференции состоялась работа круглого стола «Технология в школе: новые стратегии обучения и воспитания в едином образовательном пространстве».
В работе круглого стола приняли участие представители педагогического сообщества Ставропольского края: руководящие и педагогические работники, специалисты органов управления образованием, методических служб муниципальных и городских округов, учителя технологии, учителя труда, мастера производственного обучения.
В рамках работы круглого стола, участники конференции обозначили проблемы организации единого образовательного пространства в условиях реализации федеральной образовательной программы основного общего образования (далее – ФОП ООО), федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее – ФОП СОО), программы воспитания, предметных концепций и проекта «Школа Минпросвещения».
Особый интерес вызвали выступления представителей АО «Издательство «Просвещение»:
- Глозмана Евгения Самуиловича, заслуженного учителя школы Российской Федерации, кандидата педагогических наук, доцента, лауреата конкурса «Грант Москвы в сфере образования», автора УМК «Технология» 5-9 классы (Приложение 1, ФПУ-2022);
- Филимоновой (Кудаковой) Елены Николаевны, кандидата педагогических наук, автора УМК по технологии, учитель технологии, координатора методической службы ГБОУ Школа № 1747 г. Москва, Почетного работника общего образования Российской Федерации, победителя конкурса лучших учителей Российской Федерации, дважды лауреата конкурса «Грант Москвы в сфере образования»;
- Черненко Дмитрия Витальевича (контактные данные - тел.: +7 (495) 789-30-40, доб. 6044; e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.), ведущего методиста АО «Издательство «Просвещение», который раскрыл такие вопросы, как предпрофильная подготовка, профильное обучение, профориентация обучающихся: формула выбора будущей профессии; ресурсы школы и учителя для эффективной организации обучения по технологическому профилю.
В ходе состоявшейся дискуссии обсуждались такие вопросы, как внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в единый образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения в предметной области «Технология»; формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся; создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
В ходе обсуждения докладов, участники конференции акцентировали внимание на том, что процесс реализации практической составляющей учебного предмета «Технология» предполагает использование широкого спектра традиционного и высокотехнологичного оборудования. Освоение учебного предмета «Технология» может осуществляться как в образовательных организациях, так и в организациях-партнерах, в том числе на базе межшкольных комбинатов и технопарков посредством сетевого взаимодействия.
Отмечалось, что в системе общего образования учебный предмет «Технология» занимает важное место в формировании у обучающихся функциональной грамотности, внутренней потребности и уважительного отношения к труду; формировании исследовательской, технологической, предпринимательской, финансовой, графической, информационной культуры учащихся; ознакомлении учащихся с различными видами профессиональной деятельности и способности их к профессиональному самоопределению.
По итогам работы круглого стола была принята резолюция.
«Дошкольное образование: новые стратегии обучения и воспитания в едином образовательном пространстве»
18 августа 2023 года в рамках краевой августовской педагогической конференции состоялась работа круглого стола «Дошкольное образование: новые стратегии обучения и воспитания в едином образовательном пространстве».
В мероприятии приняли участие представители министерства образования Ставропольского края, организаций высшего и дополнительного профессионального образования, муниципальных методических служб Ставропольского края, представители издательств, руководящие и педагогические работники дошкольных образовательных организаций Ставропольского края.
В рамках круглого стола были рассмотрены различные аспекты и современные подходы к развитию дошкольного образования: организационно-технологические особенности проведения МКДО в регионе; модель непрерывного профессионального развития педагогов Ставропольского края в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования; особенности формирования предпосылок учебной деятельности (готовность к овладению чтением, грамотой и счетом) будущих первоклассников; вопросы реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования и Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ОВЗ; особенности развития и сопровождения ребенка раннего возраста и его семьи; возможность обобщения и распространения передового опыта педагогов края на страницах федерального журнала «Ня Ня РФ».
Участниками дискуссии была отмечена актуальность проблемы совершенствования качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО.