«Андрагогические смыслы системы эффективного наставничества»
О проекте
Тема федеральной инновационной площадки «Андрагогические смыслы системы эффективного наставничества».
Срок реализации проекта: январь 2024 года – декабрь 2026 года.
Целью проекта является создание региональной андрагогической модели эффективного наставничества.
Задачи проекта:
- Изучить потребности наставников и соотнести с профессиональными дефицитами наставляемых.
- Разработать региональную андрагогическую модель научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития педагога.
- Создать экосистему эффективного наставничества.
Одним из важнейших направлений государственной образовательной политики является создание условий для непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров. Результатом реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» является формирование единого научно-методического пространства в сфере непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. В подтверждение тому в проекте Министерства просвещения Российской Федерации «Школа Минпросвещения России» учитель и школьная команда определены как одно из ключевых условий, от которого зависит качество образования.
В основу единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических кадров (далее – ЕФС) положен механизм наставничества. В соответствии с приоритетными задачами в сфере образования, развитие целевой модели наставничества будет способствовать разрешению ряда существенных проблем в образовании, что нашло отражение в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 20230 года», в письме Министерства просвещения Российской Федерации от 21 декабря 2021 года № АЗ-1128/08 «Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях».
Имеющийся опыт ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования», результативность участия и активная роль в качестве координатора, оператора, исполнителя при реализации на территории Ставропольского края федеральных, региональных проектов, направленных на повышение качества образования через совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников, высококвалифицированный штат научно-педагогических работников, современная материально-техническая база, признанная репутация в системе дополнительного профессионального образования региона, позволят разработать андрагогическую модель научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития педагога; апробировать андрагогические технологии эффективного наставничества; обеспечить организацию внедрения целевой модели наставничества педагогических работников с учетом выявленных региональных потребностей, создать региональную базу наставников, а в последствии тиражировать результаты инновационной деятельности на межрегиональном и федеральном уровнях.
Паспорт проекта
Документы
Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2023 года №1056 «О федеральных инновационных площадках»
Приказ СКИРО ПК и ПРО от 23 января 2024 года №17 о/д «О деятельности федеральной инновационная площадка площадки в 2024 году»
Выписка из протокола заседания Ученого совета СКИРО ПК и ПРО от 25 августа 2023 года
Мероприятия
Май 2024 года
Разработка ИОМ по результатам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников, проводимой ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения»
С 4 апреля по 4 мая 2024 года ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения» проводил диагностику профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров общеобразовательных организаций на платформе Цифровой экосистемы ДПО.
К участию в диагностике предметных знаний были приглашены учителя математики, химии, физики, биологии и русского языка, к диагностике управленческих компетенций – руководители и заместители руководителей общеобразовательных организаций, к диагностике ИКТ-компетенций – все категории педагогических работников и управленческих кадров.
В рамках функционирования федеральной инновационной площадки «Андрагогические смыслы системы эффективного наставничества» в мае-июне сотрудниками центра непрерывного повышения профессионального мастерства разработаны индивидуальные образовательные маршруты для педагогических работников и управленческих кадров, которые набрали менее 80 баллов. ИОМ направлены на устранение профессиональных дефицитов, помогут разобраться в сложных предметных вопросах и углубят методические знания педагогов. Одной из форм поддержки в области оказания адресного непрерывного сопровождения педагога в процессе реализации ИОМ является определение наставнических пар и работа с наставником.
Апрель 2024 года
X Всероссийская научно-практическая конференция «Качество современного образования: традиции, инновации, опыт реализации»
В целях реализации дорожной карты федерального инновационного проекта «Андрагогические смыслы системы эффективного наставничества» на 2024 год Ставропольским краевым институтом развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования проведена X Всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Качество современного образования: традиции, инновации, опыт реализации».
В рамках конференции была организована работа секций:
- «Эффективное наставничество как фактор образовательной стратегии педагогов дошкольного образования»;
- «Наставничество как условие профессионального развития педагога начальной школы»;
- «Наставничество как фактор повышения качества образования»;
- «Наставничество в системе дополнительного образования детей: опыт реализации модели «Педагог-педагог»;
- «Наставничество как условие профессионального развития учителя физической культуры и преподавателя-организатора ОБЖ»;
- «Наставничество как условие профессионального развития учителя технологии».
В ходе работы секций обсуждались актуальные вопросы наставнической деятельности.
По итогам конференции был издан сборник.
Проведение диагностического исследования на базе ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения» по естественно-научным и цифровым направлениям
В рамках функционирования федеральной инновационной площадки «Андрагогические смыслы системы эффективного наставничества» в период с 04 апреля по 04 мая Центром непрерывного профессионального педагогического мастерства было обеспечено техническое сопровождение оценки предметных и методических компетенций учителей, организованное ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения». Диагностика компетенций проводилась в дистанционном формате через личный кабинет педагогов в Цифровой экосистеме ДПО, в разделе «Симуляционный центр самодиагностики». Общее количество участников составило 685 человек.
К участию в диагностике профессиональных дефицитов приглашались по следующим предметным областям: математика, физика, химия, биология; в диагностике управленческих компетенций – руководители/заместители руководителей общеобразовательных организаций; в диагностике ИКТ компетенций – все категории педагогических работников и управленческих кадров.
Диагностика предназначена для определения уровня сформированности профессиональных компетенций и выявления профессиональных дефицитов.
Использованные контрольно-измерительные материалы (далее – КИМ) обеспечили возможность оценки уровня сформированности основных компонентов управленческих и предметных компетенций и способность их применять в решении простых (типичных) задач.
Диагностическое исследование отражает взаимосвязь необходимых знаний/умений для осуществления трудовых функций и функциональных областей. В диагностическую работу включены задания базового и повышенного уровня сложности различного типа: задания с выбором одного правильного ответа, задания с выбором нескольких правильных ответов (множественный выбор), задания на установление соответствия, задания на построение алгоритма (установление последовательности).
Следственным этапом завершенной диагностики стал сбор контрольно-измерительных материалов с целью оценки профессиональных компетенций для оказания адресной методической поддержки в рамках реализации комплексного плана мероприятий по организационно-методической поддержке педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций, создаваемой и функционирующей на территории Ставропольского края, на 2024/25 учебный год, специалистами ЦНППМ.
Для участников диагностики 1 апреля 2024 года в 10:00 был организован вебинар по вопросам её проведения.
Март 2024 года
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для педагогов Ставропольского края
В рамках функционирования федеральной инновационной площадки «Андрагогические смыслы системы эффективного наставничества» по результатам проведения диагностики профессиональных компетенций учителей Ставропольского края при помощи автоматизированной платформы ЦНППМ ПР сотрудниками центра непрерывного повышения профессионального мастерства были разработаны индивидуальные образовательные маршруты для 545 (2,8%) педагогических работника. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов выстроена с учетом распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 27 августа 2021 г. № Р-201 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана».
ИОМ — это комплекс мероприятий для повышения квалификации и профессионального развития, разработанный персонально для учителя с учетом особенностей его профессиональной деятельности, личностных характеристик, целей и задач. ИОМы разрабатываются двух типов с учетом набранных баллов: менее 60 % – долгосрочный тип, с 60 до 80 % – краткосрочный тип. Педагогические работники, набравшие свыше 80 баллов рекомендуются для внесения в реестр наставников.
Формирование комплекса мероприятий направлено на устранение предметных и методических дефицитов педагогов, на повышение их профессионального мастерства.
В ходе реализации индивидуального образовательного маршрута закрепляется наставник, формируется наставническая пара, выбирается конкретная траектория движения педагога с учетом пожеланий самого педагога.
Для педагогов, которые показали низкие результаты диагностики, предлагается обширный список мероприятий, включающий прохождение курсов повышения квалификации, в том числе из федерального реестра программ ДППО, ознакомление с передовым опытом работы педагогов, участие в вебинарах, работа с цифровыми ресурсами и др. Методическое сопровождение педагогического работника по устранению профессиональных дефицитов сопровождается на институциональном, муниципальном и региональном уровнях.
Февраль 2024 года
I этап диагностики профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров на базе Центра непрерывного повышения профессионального мастерства»
В рамках функционирования федеральной инновационной площадки «Андрагогические смыслы системы эффективного наставничества» с 05 февраля по 26 февраля 2024 года центром был организован и проведен I этап диагностики профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров (далее – Оценка) по следующим предметам: математика, информатика, физика, химия, биология, география, русский язык, литература, история, обществознание, иностранный язык (английский), технология, ОБЖ, руководящие работники.
Участникам была предоставлена инструкция по прохождению процедуры оценки. Обязательным условием являлась авторизация слушателей с заполнением качественных характеристик.
Диагностическое исследование проводилось в дистанционном формате на основе автоматизированной и персонализированной системы выявления профессиональных затруднений с использованием динамической обучающей среды (через личный кабинет пользователя на сайте ЦНППМ ПР).
Процедура прохождения предполагает выявление уровня предметных и методических компетенций учителей, а также определения уровня сформированности функциональной грамотности.
За 1 квартал 2024 года в центре непрерывного повышения профессионального мастерства прошли диагностику профессиональных дефицитов 1184 педагогических работника.
В ходе анализа результатов диагностического исследования был определен уровень сформированности компетенций, необходимых для закрепления наставнических пар и реализации целевой модели наставничества; выявлены лучшие результаты и составлен анализ исходя из выполнения каждого задания; созданы методические рекомендации, необходимые для определения перспективных направлений работы Центра непрерывного повышения профессионального мастерства и Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования по повышению профессиональной компетентности педагогических работников. Методические рекомендации сформулированы с учетом современных требований к достижению образовательных результатов.
Полученные контекстные данные позволяют организовать адресное непрерывное повышение профессионального мастерства с учетом созданных в Ставропольском крае субъектов региональной системы научно-методического сопровождения и целевой модели наставничества.