Мониторинг развития системы образования Ставропольского края
Мониторинг развития системы образования Ставропольского края за 2019 год
В рамках выполнения государственного задания ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» на 2019 год по государственной услуге (работе) научно-методическим центром инновационного развития и мониторинга продолжено изучение и оценка качества условий организации образовательного процесса в образовательных организациях Ставропольского края, реализующих:
- программы дошкольного образования,
- программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования,
- программы дополнительного образования
по следующим направлениям.
I. Оценка качества образования в общеобразовательных организациях Ставропольского края.
В первом полугодии 2019 года научно-методическим центром инновационного развития и мониторинга проведена оценка качества образования в форме рейтинга на основе кластерного подхода в общеобразовательных организациях Ставропольского края государственных (муниципальных) образовательных организаций Ставропольского края, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Рассмотрены характеристики и параметры, на основе которых были сгруппированы объекты рейтингования, проведено сравнение и оценивание ситуации в системе образования на региональном и муниципальном уровнях.
С этой целью проанализированы условия, созданные для обеспечения образовательного процесса, и образовательные результаты в общеобразовательных организациях Ставропольского края, на основе данных, полученных в ходе проведения комплексного мониторинга за 2018 год, и результаты региональных проверочных работ, проведенных в I полугодии 2018/19 учебного года.
В основу математического обоснования кластеризации легли расчетные формулы методики определения статуса школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, разработанные Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», адаптированные под задачи регионального комплексного мониторинга. Для определения границ кластеров, использовалась упрощенная система разбиения на группы организаций по количественным характеристикам, используемая в независимой оценке качества условий осуществления образовательной деятельности, с соответственным переводом в качественную характеристику (шкала Чеддока).
По итогам проведения рейтингования подготовлен сборник «Рейтингование общеобразовательных организаций Ставропольского края на основе кластерного подхода», в котором показаны варианты кластеризации и рейтингования школ как один из подходов управления качеством образования. Результаты рейтингования ОО размещены в кабинетах руководителей органов управления образованием муниципальных районов и городских округов.
С учетом полученных результатов рейтингования даны рекомендации для принятия управленческих решений по повышению качества образования на муниципальном и институциональном уровнях.
При плановом проведении процедуры рейтингования в рамках кластера возможно отследить и проанализировать динамику показателей результата и условий образовательного процесса, а также спрогнозировать дальнейший ход развития объекта мониторинга, в частности переход из одного кластера в другой.
II. Мониторинг образовательной деятельности организаций, реализующих программы дошкольного образования.
Мониторинг по теме: «Оценка условий осуществления образовательной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Ставропольского края».
Объект оценки: условия осуществления образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях Ставропольского края.
Цель: оценить соответствие условий осуществления образовательной деятельности
в дошкольных образовательных организациях Ставропольского края требованиям
ФГОС ДО.
В аналитической справке использована следующая информация:
- статистические данные на 01.01.2019 г.: код формы ОКУД 0609506-Сведения о деятельности образовательных организаций, осуществляющих реализацию программ дошкольного образования (далее – статистика на 01.01.2019 г.);
- данные комплексного мониторинга на 01.09.2018 г. (далее – мониторинг на 01.09.2018 г.);
- информация о реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, полученная от руководителей муниципальных органов управления образованием (письмо министерства образования Ставропольского края от 15.04.2019 г. № 02-20/3828 «О предоставлении информации»), на 01.05.2019 г. (далее – информация на 01.05.2019г.).
В Ставропольском крае по состоянию на 01 января 2019 г. согласно статистическим данным функционировало 835 образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, из них: 809 муниципальных дошкольных образовательных учреждений (из них: 5 ДОУ имеют 8 филиалов, также созданы 27 групп, реализующих программу дошкольного образования, в общеобразовательных организациях); 14 государственных дошкольных образовательных учреждений, подведомственных министерству образования Ставропольского края; 6 частных детских садов; 2 ведомственных дошкольных образовательных учреждения; 4 детских сада, принадлежащих ИП.
В справке проведен анализ по следующим направлениям:
- материально-техническое и информационно-технологическое обеспечение дошкольных образовательных организаций Ставропольского края;
- кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций в Ставропольском крае как условие реализации ФГОС ДО;
- условия реализации основной образовательной программы: содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по дошкольным образовательным программам.
Сопоставительный анализ данных по оценке условий реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выявил следующее.
I. Проблемы обеспечения качества цифровых данных, а особенно качества открытых, разделяемых и делегируемых данных, которые изложены в следующих пунктах:
- Наблюдается наличие признаков необъективности при самооценке условий реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на институциональном уровне, которые проявляются в отличии данных, предоставляемых руководителями образовательных организаций, от данных федерального статистического наблюдения.
- Не в полной мере сформулирован (унифицирован) понятийный аппарат как система, представляющая собой совокупность понятий и категорий, которые позволяют оценить качество условий реализации ФГОС ДО на уровне образовательной организации.
- Не в полном объеме реализуется предварительная обработка данных на муниципальном уровне при сборе информации, а именно в большинстве случаев отсутствует оценка точности; ликвидация выбросов; экстраполяция – интерполяция; уточнение типа шкал и т.д.
II. Оценка условий осуществления образовательной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования по вопросам материально-технического обеспечения дошкольных образовательных организаций Ставропольского края.
Следует отметить (данные мониторинга на 01.09.2018 г., т.е. на начало 2018/19 учебного года) наличие инженерных сетей, обеспечивающих условия внутри зданий муниципальных и государственных ДОУ (водоснабжение, отопление, система вентиляции, канализационная система, энергоснабжение) в соответствие с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, практически во всех (99,7%) дошкольных образовательных организациях. В отдельных ДОУ есть отклонения в обеспечении комфортных и безопасных условий в том числе и в государственных ДОУ, подведомственных министерству образования Ставропольского края.
Предложения:
- Уточнить распределения функций на муниципальном уровне бюджета и бюджетной росписи между собственником имущества и юридическим лицом на пользование и распоряжение имуществом, закрепленным за организацией на праве оперативного управления, в части состояния зданий и систем жизнеобеспечения дошкольных образовательных организаций.
- Повысить ответственность межведомственных комиссий, обеспечивающих приемку образовательных организаций к новому учебному году, в соответствии с методическими рекомендациями по организации проведения проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к началу учебного года (письмо Министерства образования и науки РФ от 16 мая 2016 года № ЛО-596-12 «О подготовке к новому учебному году» (Методические рекомендации)
Зона игровой территории: согласно данным мониторинга на 01.09.2018 года в 809 муниципальных дошкольных образовательных организациях на 5513 групп приходится 5182 групповых площадок (93,9%). В 14-ти государственных дошкольных образовательных организациях, подведомственных министерству образования Ставропольского края, на 63 группы имеется 59 групповых площадок, что составляет 93,7%.
Общая физкультурная площадка, предназначенная для круглогодичного проведения программных и дополнительных физкультурных занятий, подвижных игр имеется на территории 690 муниципальных детских садов (84,77%) и в 11 (78,6%) государственных дошкольных образовательных организациях, подведомственных министерству образования Ставропольского края. Плавательные бассейны есть
в 72 ДОУ.
Большинство территорий ДОУ озеленены, что является важным компонентом благоустройства и средством формирования благоприятных оздоровительных условий на участке.
Предложения:
- Изучить состояние зон игровых территорий и их соответствие требованиям.
- Разработать и включить в Программу развития образовательной организации вопросы совершенствования зон игровых территорий и обеспечение их безопасности.
Развивающая предметно-пространственная среда для организации образовательного процесса, присмотра и ухода за детьми в дошкольных образовательных организациях включает следующий набор помещений: групповые ячейки; дополнительные помещения для занятий с детьми; сопутствующие помещения; помещения служебно-бытового назначения для персонала. Оценивание проведено только групповых ячеек и дополнительных помещений для занятий с детьми.
Проведенный мониторинг показал, что средняя площадь групповых ячеек в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на одного воспитанника составляет 5,68 кв. м.
Данные мониторинга показали, что средняя площадь игровых комнат в расчете на одного воспитанника равна 2,9 кв. м.
По данным мониторинга по состоянию на 01.09.2018 года отдельный физкультурный зал имеется в 30,17% дошкольных образовательных организациях, в 50,25% – физкультурный зал совмещен с музыкальным залом, а в 19,58%, включенных в опрос, физкультурный зал отсутствует. Музыкальный зал имеется в 623 (76,7%) дошкольных образовательных организациях.
Мультимедийное и цифровое оснащение дошкольных образовательных организаций рассмотрено только в одном аспекте: информатизация как техническое оснащение ДОУ.
Доступ к сети интернет по результатам мониторинга имеют 809 муниципальных дошкольных образовательных организаций, что составляет 100%. Всего в дошкольных образовательных организациях свыше четырех тысяч компьютеров, из них 12,3% доступны для использования детьми. Более чем в половине муниципальных дошкольных образовательных организаций (61,2%) компьютеры объединены в локальную сеть. По информационному обеспечению в 14 государственных ДОО: у всех организаций есть выход в интернет, у 13 дошкольных учреждений имеется локальная сеть.
Предложение:
- Проанализировать оснащенность и эффективность использования мультимедийного и цифрового оснащения образовательного процесса и процесса управления ДОО.
III. Оценка кадровых условий:
В целом по краю в дошкольных образовательных организациях 97,03% педагогических работников имеют дошкольное педагогическое образование.
Следует отметить достаточный профессиональный уровень педагогических работников дошкольных образовательных организаций:
- каждый второй (59,6%) педагогический работник имеют высшее образование;
- каждый третий дошкольный педагогический работник (37,1%) среднее профессиональное педагогическое образование;
- первую и вторую категорию имеет каждый второй (57,8%).
Следует отметить низкий уровень укомплектованности ДОУ специализированными педагогическими работниками (педагогами-психологами, социальными педагогами, физкультурными и музыкальными работниками).
Предложение:
Дополнить программы (разделы планов работы) ДОО, регулирующие развитие кадрового потенциала, разделами, предусматривающими повышение профессионального уровня педагогических работников по вопросам организации образовательного процесса для детей от 2 месяцев до 3 лет, в том числе по вопросам реализации АООП ДО для детей с ОВЗ и инвалидностью от 2 месяцев до 3 лет.
IV. Оценка условий реализации основной образовательной программы в аспекте содержания образовательной деятельности и организации образовательного процесса.
Большая часть детей (92,32%) посещает группы общеразвивающей направленности. В группах компенсирующей направленности занимаются 4,32% от общего числа детей, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения.
Наблюдается значительная дифференциация средней наполняемости групп по краю как в разрезе село/город, так и в разрезе муниципальных образований.
Следует отметить ряд рисков:
- Высокая наполняемость общеразвивающих групп в муниципальных дошкольных образовательных организациях, что может существенно влиять на качество реализации образовательных программ.
- Низкий уровень вариативности образовательных программ (в основном группы общеразвивающей направленности).
III. Мониторинг образовательной деятельности организаций, реализующих программы дополнительного образования.
Продолжен мониторинг образовательной деятельности организаций, реализующих программы дополнительного образования, проведен сравнительный анализ данных по учреждениям дополнительного образования за три года по следующим направлениям.
- Анализ содержания образовательной деятельности и организации образовательного процесса по дополнительным образовательным программам в Ставропольском крае (по состоянию на 01.01.2019 г.)
Задачи мониторинга:
- Проанализировать особенности динамики развития сети учреждений дополнительного образования по различным аспектам.
- Проследить наличие в составе учреждений дополнительного образования филиалов, структурных подразделений, туристических баз, детских оздоровительных учреждений, лагерей и т.д.
- Выявить динамику развития видов образовательной деятельности по направлениям.
- Проанализировать отдельные вопросы финансирования образовательной деятельности организаций дополнительного образования.
- Мониторинг кадрового обеспечения организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Анализ результатов мониторинга представлен по различным показателям, в соответствии с задачами мониторинга:
- обеспеченность кадрами учреждений дополнительного образования Ставропольского края;
- долевое распределение по категориям работников в учреждениях дополнительного образования Ставропольского края;
- состояние кадрового состава в разрезе возраста, квалификационных категорий и стажа работы.
- Мониторинг материально-технического и информационного обеспечения организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных программ.
- Проведение рейтингования организаций дополнительного образования детей по следующим индексам рейтингования:
- соответствие условий организации образовательного процесса современным требованиям;
- уровень информационно-технического обеспечения образовательного процесса, степени открытости образовательной организации;
- обеспечение безопасных условий в организациях;
- уровень доступности образовательных услуг организаций и внедрение мероприятий, способствующих созданию здоровьесберегающей среды;
- кадровый потенциал организаций дополнительного образования.
Мониторинг развития системы образования Ставропольского края за 2018 год
В рамках выполнения государственного задания ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» на 2018 год по государственной услуге (работе) научно-методическим центром инновационного развития и мониторинга продолжено изучение и оценка качества условий организации образовательного процесса в учреждениях Ставропольского края, реализующих программы дошкольного образования, программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, программы дополнительного образования по следующим направлениям:
I. Оценка качества образования в общеобразовательных организациях Ставропольского края.
Во втором полугодии 2017/18 и в первом полугодии 2018/19 учебного года научно-методическим центром инновационного развития и мониторинга проведена оценка качества образования в общеобразовательных организациях Ставропольского края.
С этой целью проанализированы условия, созданные для обеспечения качественного образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ставропольского края.
Цель мониторинга: оценка качества условий и результатов образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ставропольского края.
Основными критериями и показателями мониторинга по изучению качества образования в общеобразовательных организациях Ставропольского края являются:
1. Материально техническое обеспечение общеобразовательных организаций Ставропольского края:
- информационно-технологическое обеспечение;
- обеспеченность демонстрационными материалами;
- обеспеченность оборудованием для выполнения практической части программ.
2. Распределение педагогических работников общеобразовательных организаций:
- по уровню образования;
- по квалификационным категориям;
- по возрастному составу работников;
- по стажу работников.
3. Организация образовательного процесса, содержание образования:
- распределение организаций по правовому статусу;
- распределение обучающихся по образовательным программам (начального общего, основного общего и среднего общего образования);
- распределение обучающихся по программам различного уровня (углубленного, профильного, базового);
- режим работы ОО.
4. Государственно-общественное управление:
- соответствие структурных элементов государственно-общественного управления в образовательных организациях принципам демократичности, коллегиальности;
- обеспечение открытости образовательного процесса.
- образовательных организациях принципам демократичности, коллегиальности;
- обеспечение открытости образовательного процесса.
5. Качество подготовки обучающихся:
- результаты выполнения региональных комплексных проверочных работ;
- результаты выполнения региональных проверочных работ по русскому языку;
- результаты выполнения региональных проверочных работ по математике.
Результат мониторинга представлен в сборнике «Оценка качества образования в общеобразовательных организациях Ставропольского края: условия и результаты», в котором представлен анализ материально-технического обеспечения, кадрового обеспечения, содержания образования, государственно-общественного управления, и результаты региональных проверочных работ муниципальных общеобразовательных организаций Ставропольского края. Все справки
Рейтинг государственных (муниципальных) образовательных организаций Ставропольского края, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Рейтинг государственных (муниципальных) образовательных организаций Ставропольского края, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, построен на основе результатов независимой оценки качества образовательной деятельности.
Для рейтинга использовалась информация о результатах независимой оценки образовательных организаций, размещенная на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях.
По итогам проведения рейтингования подготовлена справка «Рейтинг государственных (муниципальных) образовательных организаций Ставропольского края, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования».
II. Мониторинг образовательной деятельности организаций, реализующих программы дошкольного образования.
В Ставропольском крае 847 дошкольных образовательных организаций, различного правового статуса, из них в мониторинге приняли участие 812 муниципальных ДОО, что составляет 95,87% и 14 государственных дошкольных образовательных организаций (1,65%).
В мониторинге использованы статистические данные на 01.01.2018 г. , а также результаты социологического опроса, респондентами которого были руководители муниципальных (государственных) дошкольных образовательных организаций края.
1. Мониторинг: «Анализ содержания образовательной деятельности и организации образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования в Ставропольском крае.
Объект мониторинга: содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования в Ставропольском крае.
Цель мониторинга: дать оценку содержанию образовательной деятельности и организации образовательного процесса в системе дошкольного образования Ставропольского края.
Критерии мониторинга: распределение обучающихся по группам различной направленности в дошкольных образовательных учреждениях Ставропольского края; вариативность форм, наполняемость групп различной направленности в дошкольных образовательных организациях Ставропольского края; выбор Примерной образовательной и парциальных программ дошкольными образовательными организациями.
Подготовлена аналитическая справка по оценке содержания образовательной деятельности и организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования Ставропольского края и размещена в кабинетах руководителей муниципальных органов управления образованием.
2. Мониторинг: Анализ кадрового обеспечения и оценка уровня заработной платы педагогических работников в дошкольных образовательных организациях Ставропольского края.
Объект мониторинга: кадровое обеспечение муниципальных дошкольных образовательных организаций и уровень заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций Ставропольского края, реализующих программы дошкольного образования на 1 января 2018 г.
Цель мониторинга: дать оценку кадровому потенциалу в системе до-школьного образования Ставропольского края.
Критерии мониторинга:
- обеспеченность кадрами дошкольных образовательных учреждений Ставропольского края;
- долевое распределение по категориям педагогических работников дошкольных образовательных организаций Ставропольского края;
- укомплектованность групп воспитателями в дошкольных образовательных организациях Ставропольского края;
- распределение педагогических работников дошкольных образовательных учреждений по возрасту, квалификационным категориям и стажу;
- уровень заработной платы педагогических работников дошкольного образования в Ставропольском крае.
Подготовлена аналитическая справка по оценке кадрового обеспечения и уровня заработной платы педагогических работников в дошкольных образовательных организациях Ставропольского края и размещена в кабинетах руководителей муниципальных органов управления образованием.
3. Мониторинг: Анализ материально-технического и информационного обеспечения дошкольных образовательных организаций Ставропольского края.
Объект мониторинга: материально-техническое и информационное обеспечение образовательных организаций Ставропольского края, реализующих программы дошкольного образования.
Цель мониторинга: дать оценку материально-техническим и информационным условиям в системе дошкольного образования Ставропольского края.
Критерии мониторинга: состояние зданий дошкольных образовательных учреждений; материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение безопасности, здоровьесбережение; состояние развивающей предметно - пространственной среды дошкольных образовательных организаций Ставропольского края; информационное обеспечение дошкольных образовательных организаций.
Подготовлена аналитическая справка по оценке материально-технического и информационного обеспечения в учреждениях дошкольного образования Ставропольского края и размещена в кабинетах руководителей муниципальных органов управления образованием.
III. Мониторинг образовательной деятельности организаций, реализующих программы дополнительного образования.
Данный мониторинг проводился в апреле-мае 2018 года. Были учтены данные 128 учреждений дополнительного образования (100%), из них 123 муниципальных образовательных организаций и 5 учреждений дополнительного образования, подведомственных министерству образования Ставропольского края.
Для сравнительного анализа использовались данные по учреждениям дополнительного образования с 2013 года по 2017 год по следующим направлениям.
1. Анализ содержания образовательной деятельности и организации образовательного процесса по дополнительным образовательным программам в Ставропольском крае (по состоянию на 01.01.2018 г.)
Объект мониторинга: содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования в Ставропольском крае.
Цель мониторинга: оценка эффективности деятельности организаций, реализующих программы дополнительного образования детей, фиксация положительных изменений в системе дополнительного образования Ставропольского края, определение рисков.
Задачи мониторинга:
- Проанализировать особенности динамики развития сети учреждений дополнительного образования по различным аспектам.
- Проследить наличие в составе учреждений дополнительного образования филиалов, структурных подразделений, туристических баз, детских оздоровительных учреждений, лагерей и т.д.
- Выявить динамику развития видов образовательной деятельности по направлениям.
- Проанализировать отдельные вопросы финансирования образовательной деятельности организаций дополнительного образования.
Подготовлена аналитическая справка по оценке содержания образовательной деятельности и организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования Ставропольского края.
Справка размещена в кабинетах руководителей муниципальных органов управления образованием.
2. Мониторинг кадрового обеспечения организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Объект мониторинга: кадровое обеспечение организаций дополнительного образования Ставропольского края.
Цели мониторинга: оценить специфику кадрового обеспечения учреждений дополнительного образования Ставропольского края.
Анализ результатов мониторинга представлен по различным показателям, в соответствии с задачами мониторинга:
- обеспеченность кадрами учреждений дополнительного образования Ставропольского края;
- долевое распределение по категориям работников в учреждениях дополнительного образования Ставропольского края;
- состояние кадрового состава в разрезе возраста, квалификационных категорий и стажа.
Подготовлена аналитическая справка по оценке состояния кадрового потенциала системы дополнительного образования детей в Ставропольском крае.
Справка размещена в кабинетах руководителей муниципальных органов управления образованием.
3.Мониторинг материально-технического и информационного обеспечения организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных программ.
Объект мониторинга: материально-техническое и информационное обеспечение учреждений дополнительного образования Ставропольского края.
Цели мониторинга: оценка состояния материально-технического и информационного обеспечения организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных программ
Подготовлена аналитическая справка по оценке состояния материально-технического и информационного обеспечения организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных программ.
Справка размещена в кабинетах руководителей муниципальных органов управления образованием.
4. Проведение рейтингования организаций дополнительного образования детей
Объект рейтингования: организации дополнительного образования Ставропольского края.
Целью рейтингования: обеспечение субъектов образовательного процесса, потребителей образовательных услуг объективной информацией о качестве образования в организациях дополнительного образования.
Задачи рейтингования:
- оценить соответствие условий организации образовательного процесса современным требованиям;
- дать оценку уровню информационно-технического обеспечения образовательного процесса, степени открытости образовательной организации;
- оценить условия реализации образовательного процесса;
- оценить уровень обеспечения безопасности: наличие необходимых средств своевременного оповещения о создавшейся чрезвычайной ситуации и средств для её ликвидации (тревожная кнопка, пожарная сигнализация, средства тушения и т.д.);
- дать оценку степени защищённости организаций от противоправных действий и антитеррористической угрозы (наличие охраны, системы видеонаблюдения и т.д.);
- оценить уровень доступности образовательных услуг организаций и внедрения мероприятий, способствующих созданию здоровьесберегающей среды;
- дать оценку кадрового потенциала организаций дополнительного образования.
При формировании подходов к построению методики рейтингования организаций дополнительного образования детей принималась во внимание необходимость включения в методику наиболее часто используемых и значимых индикаторов (показателей) оценки деятельности организаций дополнительного образования детей.
Мониторинг развития системы образования Ставропольского края за 2017 год
В рамках выполнения государственного задания ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» на 2017 год по государственной услуге (работе) научно-методическим центром инновационного развития и мониторинга проведен анализ развития системы образования Ставропольского края.
I. Продолжено изучение и оценка организации образовательного процесса в учреждениях Ставропольского края, реализующих программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования по следующим направлениям:
1. Мониторинг: «Анализ содержания образовательной деятельности и организация образовательного процесса в образовательных организациях Ставропольского края, реализующих общеобразовательные программы».
Объект мониторинга: анализ содержания образования и организации образовательного процесса в 595 общеобразовательных учреждениях Ставропольского края, реализующих общеобразовательные программы.
Цель мониторинга: проанализировать содержание образования и организацию образовательного процесса в системе школьного образования Ставропольского края.
Анализ проводился по трем уровням общего образования: начальное образование, основное общее образование и среднее общее образование. Основные критерии и показатели мониторинга по изучению состояния образовательного процесса в системе школьного образования в Ставропольском крае: численность учащихся, перешедших на ФГОС ОО; численность учащихся, обучающихся по специальным адаптированным программам; используемые УМК; изучение предметов по программам углубленного (профильного) уровня обучения в рамках учебного плана; использование современных оценочных процедур для оценки достижений обучающихся; возможность использования учебного оборудования для исследовательской деятельности; учебного оборудования для проектной деятельности; интерактивных учебных пособий; организация оборудованных постоянно действующих площадок; организация внеурочной деятельности; направления внеурочной деятельности; финансирование часов внеурочной деятельности.
2. Мониторинг: «Анализ кадрового обеспечения муниципальных (государственных) общеобразовательных организаций Ставропольского края».
Объект мониторинга: кадровое обеспечение муниципальных образовательных организаций Ставропольского края, реализующих общеобразовательные программы.
Цель мониторинга: дать оценку состоянию кадрового обеспечения общеобразовательных организаций Ставропольского края.
Основными критериями и показателями мониторинга по изучению состояния и динамики обеспечения педагогическими кадрами общеобразовательных организаций Ставропольского края являются:
- распределение педагогических работников общеобразовательных организаций: по уровню образования; по гендерному составу работников; по квалификационным категориям; по возрастному составу работников; по стажу работников;
- ротация кадров;
- профессиональные достижения.
Данные мониторинга представлены: в разрезе: город – село; по областям предметов. Анализ за 2017 год проведен на основании данных 595 муниципальных общеобразовательных учреждений.
3. Мониторинг: «Анализ материально-технического и информационного обеспечения общеобразовательных организаций Ставропольского края».
Мониторингом были охвачены 595 муниципальных общеобразовательных организаций.
Объект мониторинга: материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях Ставропольского края.
Цели мониторинга: Описание состояния комплекса материально-технических и информационных условий реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в образовательных организациях Ставропольского края.
Задачи мониторинга:
Оценить материально-техническое обеспечение образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ставропольского края;
Проанализировать соответствие и оценить эффективность использования информационного обеспечения образовательного процесса в части технологического и программного обеспечения.
Оценка материально – технического оснащения образовательного комплекса края основана на анализе соответствия имеющихся и необходимых в образовательных учреждениях ресурсов для реализации стандарта. Характеристики включают перечни информационно - коммуникационных, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, демонстрационных печатных пособий и т. д.
I. Анализ развития системы дополнительного образования.
1. Мониторинг «Анализ содержания образовательной деятельности и организации образовательного процесса по дополнительным образовательным программам в Ставропольском крае по состоянию на 01.09.2017 г.»
Цели мониторинга: оценка содержания образовательной деятельности в 126 организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.
Задачи мониторинга:
- проследить особенности динамики развития сети организаций дополнительного образования;
- проанализировать сведения о численности и возрастном составе обучающихся, которые занимаются в объединениях и научных обществах;
- проанализировать содержание образования в организациях дополнительного образования.
2. Мониторинг кадрового обеспечения организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Объект мониторинга: кадровое обеспечение организаций дополнительного образования Ставропольского края.
Цель мониторинга: оценить специфику кадрового обеспечения учреждений дополнительного образования Ставропольского края.
Анализ результатов мониторинга представлен по различным показателям, в соответствии с задачами мониторинга.
3. Мониторинг материально-технического и информационного обеспечения организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных программ.
Объект мониторинга: материально-техническое и информационное обеспечение учреждений дополнительного образования Ставропольского края.
Цель мониторинга: оценка соответствия материально-технического и информационного обеспечения учреждений дополнительного образования Ставропольского края современным условиям.
Задачи мониторинга: проанализировать соответствие технического состояния зданий образовательных организаций современным условиям, оценить наличие инфраструктуры в соответствии с реализуемыми Программами; доступность образовательных услуг для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение безопасности образовательного процесса, обеспечение здоровьесберегающей составляющей образовательного процесса; информационное обеспечение.
III. Анализ развития системы дошкольного образования в Ставропольском крае
1. Мониторинг: «Анализ содержания образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования в Ставропольском крае».
В мониторинге используется информация о дошкольных образовательных организациях по состоянию на 1 сентября 2017 года, представленная 811 муниципальными и 14 государственными (подведомственными МО и МП СК) дошкольными образовательными организациями. Объект мониторинга: содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования в Ставропольском крае.
Цель мониторинга: дать оценку содержанию образовательной деятельности и организации образовательного процесса в системе дошкольного образования Ставропольского края.
Анализ результатов мониторинга представлен по различным показателям, в соответствии с задачами мониторинга:
- распределение обучающихся по группам различной направленности в дошкольных образовательных учреждениях Ставропольского края;
- вариативность форм, наполняемость групп различной направленности в дошкольных образовательных организациях Ставропольского края;
- выбор Примерной образовательной, парциальных программ дошкольными образовательными организациями.
1. Мониторинг материально-технического и информационного обеспечения муниципальных дошкольных образовательных организаций;
Объект мониторинга: материально-техническое и информационное обеспечение 811 муниципальных образовательных организаций Ставропольского края, реализующих программы дошкольного образования. Цель мониторинга: дать оценку материально-техническим и информационным условиям в системе дошкольного образования Ставропольского края.
Анализ результатов мониторинга представлен по различным показателям, в соответствии с задачами мониторинга:
- материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение безопасности, здоровьесбережение;
- состояние зданий дошкольных образовательных учреждений;
- состояние развивающей предметно - пространственной среды дошкольных образовательных организаций Ставропольского края;
- информационное обеспечение дошкольных образовательных организаций.
2. Мониторинг: «Анализ кадрового обеспечения дошкольных образовательных организаций Ставропольского края»
Объект мониторинга: кадровое обеспечение муниципальных дошкольных образовательных организаций и уровень заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций Ставропольского края.
Цель мониторинга: дать оценку кадровых условий и уровня заработной платы в системе дошкольного образования Ставропольского края.