21 августа 2024 года во второй день работы краевой августовской педагогической конференции «Суверенная национальная система образования: проблемы, тенденции и перспективы развития в Ставропольском крае» состоялись круглые столы по актуальным вопросам образования.
Круглые столы стали площадкой для обсуждения и обмена опытом между педагогами, представителями органов управления образованием и научными деятелями. Участники обсудили широкий спектр тем, связанных с развитием национальной системы образования в регионе. В ходе работы круглых столов были выработаны рекомендации по дальнейшему совершенствованию системы образования в Ставропольском крае.
Программы проведения круглых столов краевой августовской педагогической конференции
Круглый стол «Начальная школа: от новых вызовов к обновлению содержания образования»
В работе круглого стола приняли участие представители министерства образования Ставропольского края, преподаватели СКИРО ПК и ПРО, ВУЗов, руководители МО учителей начальных классов ОО, учителя начальных классов.
На круглом столе обсуждались вопросы единого образовательного пространства как механизма развития национальной системы образования; создания психолого-педагогических условий, обеспечивающих субъектную позицию обучающихся при освоении ООП НОО. Уделили внимание совершенствованию профессиональных компетенций учителей начальных классов через организацию системы наставничества; особенностям преподавания и организации образовательной деятельности обучающихся на уроках предметной области «Искусство». Также в работе круглого стола говорили об организации воспитательного процесса в начальной школе в условиях реализации всероссийского проекта «Орлята России» и о семейных ценностях как отражении инновационных социокультурных процессов и основы эффективного взаимодействия семьи и школы.
С докладами выступили преподаватели СКИРО ПК и ПРО, учителя начальных классов г. Ставрополя и края (Никотина Е.В., Маяцкая В.А., Корякина Н.В., Маткин В.Г., Анисимова Е.М., Мамцева Ю.Ю., Каневская Ж.О.). Участники круглого стола отметили актуальность рассмотренных вопросов для системы образования в Ставропольском крае.
Круглый стол «Филологическое образование в школе: от новых вызовов к обновлению содержания»
В рамках краевой августовской педагогической конференции прошел круглый стол на тему «Филологическое образование в школе: от новых вызовов к обновлению содержания».
В мероприятии приняли участие представители министерства образования Ставропольского края, организаций высшего и дополнительного профессионального образования; члены Ассоциации учителей русского языка и литературы Ставропольского края, Ассоциации учителей иностранного языка Ставропольского края; руководители муниципальных и городских методических объединений учителей русского языка и литературы, учителей иностранного языков; учителя русского языка и литературы, иностранного языка; представители издательств.
Участниками круглого стола были обозначены проблемы формирования единого образовательного пространства в преподавании учебных предметов «Русский язык», «Литература» и «Иностранный язык», подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации и к участию в олимпиадах, а также роль внеурочной деятельности в процессе воспитания и социализации личности, эффективные модели взаимодействия семьи и школы.
Снижению бюрократической нагрузки на педагогических работников образовательных организаций посвятила свое выступление Зверева Елена Александровна, начальник отдела надзора и контроля в сфере образования министерства образования Ставропольского края.
Масюкова Наталья Георгиевна, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин СКИРО ПК и ПРО, кандидат педагогических наук, доцент, в своём докладе раскрыла основные направления в деятельности учителя в условиях реализации требований ФООП.
Анализ результатов государственной итоговой аттестации по русскому языку был представлен Кириченко Ольгой Викторовной, председателем предметной комиссии Ставропольского края при проведении ГИА по русскому языку, учителем русского языка и литературы ГБОУ СК «Гимназия № 25» г. Ставрополя. Борисенко Валентина Борисовна, председатель предметной комиссии Ставропольского края при проведении ГИА по английскому языку, учитель английского языка МБОУ СОШ № 21 г. Ставрополя, представила результаты ГИА 2024 года по английскому языку.
Сичинава Виктория Викторовна, доцент кафедры русского языка гуманитарного института ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», кандидат филологических наук, в своем выступлении «Изучение истории языка как средство преодоления затруднений школьников при подготовке к ВСОШ по русскому языку» обратила внимание на проблемы подготовки обучающихся к олимпиаде по русскому языку.
Опыт организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся был представлен в выступлениях Некрасовой Натальи Николаевны, учителя русского языка и литературы МКОУ СОШ 2 с. Бешпагир Грачевского муниципального округа, и Романовой Галины Васильевны, преподавателя немецкого языка ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище», кандидата педагогических наук, доцента.
«Искусственный интеллект: угроза, развлечение или обучение» - такую проблему в своем выступлении подняла Головко Елена Алексеевна, учитель английского языка МБОУ лицея №8 г. Ставрополя, кандидат педагогических наук, доцент.
Внеурочной деятельности были посвящены доклады Голота Татьяны Сергеевны, учителя английского языка МБОУ СОШ №12 г. Пятигорска и Ширинян Марины Витальевны, педагогического дизайнера Центра лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение», старшего преподавателя Института лингвистики и межкультурной коммуникации Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России, заместителя главного редактора электронного журнала «Просвещение. Иностранные языки».
Виноградова Оксана Владимировна, методист-эксперт ГК «Издательство «Просвещение», в выступлении «Семья и школа. Воспитание со знаком «плюс»» особое внимание обратила на роль семьи в воспитании и развитии школьников.
Виноградова О.В., методист-эксперт ГК «Просвещение»
Ширинян М.В., заместитель главного редактора электронного журнала «Просвещение. Иностранные языки»
Круглый стол «Естественно-научное образование в школе: от новых вызовов к обновлению содержания»
Участники круглого стола «Естественно-научное образование в школе: от новых вызовов к обновлению содержания», в рамках краевой августовской педагогической конференции, обсуждали современное состояние естественнонаучного образования и необходимость его адаптации к вызовам времени.
В мероприятии приняли участие более 90 представителей педагогического сообщества Ставропольского края: представители министерства образования Ставропольского края, организаций высшего и дополнительного профессионального образования, педагогические работники общеобразовательных организаций Ставропольского края, представители профессионально-общественных объединений, издательств.
С приветственным словом к участникам круглого стола обратилась Сабельникова-Бегашвили Наталья Николаевна, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой естественно-математических дисциплин и информационных технологий ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования».
В ходе состоявшейся дискуссии были обсуждены следующие вопросы:
- снижение бюрократической нагрузки на педагогических работников общеобразовательных организаций;
- естественнонаучное образование в школе: новые стратегии обучения и воспитания в едином образовательном пространстве;
- об итогах проведения государственной итоговой аттестации в 2024 году и использовании их в повышении качества естественно-научного цикла;
- роль семьи и школы в формировании семейных ценностей школьников;
- развитие талантов: ключевые вызовы и стратегические приоритеты;
- эффективные региональные инструменты и школьные практики профилактики преодоления учебной неуспешности;
- от школьного проекта к выбору будущей профессии.
В выступлениях участников круглого стола отмечалось, что решение вопросов дальнейшего совершенствования естественно-научного образования в школе в условиях создания единого образовательного пространства является актуальным на современном этапе развития образования: качественно меняются содержание образования и условия воспитания обучающихся; обновляется методика преподавания учебных предметов естественно-научного цикла; совершенствуются механизмы повышения качества естественно-научного образования, уделяется большое внимание эффективным региональным инструментам и школьным практикам профилактики преодоления учебной неуспешности, развитию и поддержки талантов каждого ребёнка, роли семьи и школы в формировании семейных ценностей и профориентационной подготовки школьников.
Круглый стол «Дошкольное образование: от новых вызовов к обновлению содержания»
В рамках краевой августовской педагогической конференции состоялась оживленная дискуссия за круглым столом на тему «Дошкольное образование: от новых вызовов к обновлению содержания».
В мероприятии приняли участие представители министерства образования Ставропольского края, организаций высшего и дополнительного профессионального образования, представители АНО ДПО «МПАДО», издательства «Просвещение-Союз» ГК «Просвещение», ООО «Мобильное Электронное Образование», педагогические работники дошкольных образовательных организаций Ставропольского края.
Участники круглого стола рассмотрели современные аспекты развития дошкольного образования в условиях обновления его содержания: актуальные вопросы семьи и семейного воспитания в структуре российской государственности; федеральная образовательная программа дошкольного образования: эффективность внедрения в образовательную практику ДОО Ставропольского края; организационно-методические аспекты поддержки и просвещения родителей (законных представителей) в дошкольной образовательной организации; рабочая программа воспитания – современные тенденции реализации в дошкольной образовательной организации; организация коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения, в условиях ДОО; принципы оснащения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации, в соответствии с рекомендованным Перечнем, в идеологии создания современной экосистемы ДОО; методическое обеспечение реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования; преемственность дошкольного и начального общего образования: гармоничная адаптация к школьному обучению.
По итогам работы круглого стола была отмечена актуальность проблемы обновления содержания дошкольного образования как фактора совершенствования его качества в условиях современных вызовов времени и требований реализации ФГОС ДО и ФОП ДО.
Круглый стол «Труд (технология) в школе: от новых вызовов к обновлению содержания»
В рамках мероприятий краевой августовской педагогической конференции состоялось заседание круглого стола по теме «Труд (технология) в школе: от новых вызовов к обновлению содержания».
В работе круглого стола приняли участие представители педагогического сообщества Ставропольского края: руководящие и педагогические работники, специалисты органов управления образованием, методических служб муниципальных и городских округов, учителя труда (технологии), мастера производственного обучения.
В рамках работы круглого стола, участники конференции обозначили проблемы организации единого образовательного пространства в суверенной национальной системе образования: введение нового учебного предмета «Труд (технология)», реализация федеральной образовательной программы основного общего образования, федеральной образовательной программы среднего общего образования, федеральной рабочей программы воспитания и предметных концепций.
В ходе состоявшейся дискуссии обсуждались следующие вопросы: основные подходы к реализации федеральной рабочей программы по учебному предмету «Труд (технология)» в 2024-2025 учебном году; анализ основных изменений в содержании учебного предмета «Труд (технология)»; актуальные вопросы составления рабочей программы по предмету «Труд (технология)» и преподавания модуля «Робототехника» (в части беспилотных летательных аппаратов); формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментов, программных сервисов, когнитивных инструментов и технологий; формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений; воспитательный потенциал учебного предмета «Труд (технология)»; реализация практико-ориентированного подхода в ходе преподавания темы «Мир профессий»; использование методик самооценки профессиональных интересов, склонностей и предпочтений в рамках реализации федеральной рабочей программы по учебному предмету «Труд (технология)».
В ходе обсуждения докладов, участники конференции акцентировали внимание на том, что процесс реализации практической составляющей учебного предмета «Труд (технология)» предполагает использование широкого спектра традиционного и высокотехнологичного оборудования.
Освоение учебного предмета «Труд (технология)» может осуществляться как в образовательных организациях, так и в организациях-партнерах, в том числе на базе межшкольных комбинатов и технопарков посредством сетевого взаимодействия.
Отмечалось, что в системе общего образования учебный предмет «Труд (технология)» занимает важное место в формировании у обучающихся внутренней потребности и уважительного отношения к труду; формировании исследовательской, технологической, предпринимательской, финансовой, графической, информационной культуры учащихся; ознакомлении учащихся с различными видами профессиональной деятельности и способности их к профессиональному самоопределению.
Кузнецова Н.М., руководитель центра образовательных проектов АО «Академия «Просвещение»